Иван Саввиди: «Госрегулирование российской табачной отрасли развивается в русле мировых тенденций»
Депутат государственной Думы РФ Иван Саввиди выступил с докладом на тему государственного регулирования табачной отрасли в рамках конференции, собравшей участников российского табачного рынка.
«Уважаемые господа!
Сегодня по всему миру объявлена масштабная война курению, суть которой сводится не только к пропаганде здорового образа жизни, но и ужесточению условий функционирования для производителей и продавцов табачных изделий.
Во лишь некоторые иллюстрации к происходящему:
· Скандинавские страны ввели запрет на выкладку табачных изделий на прилавки.
· В Испании вступил в силу закон, запрещающий курить в общественных местах, включая бары, рестораны и дискотеки.
· Во Франции закон позволяет курить только у себя дома.
· Великобритания вышла с инициативой запретить сигаретный брендинг.
· В Израиле в скором времени будет запрещена продажа табака через торговые автоматы.
· Средняя стоимость пачки сигарет в странах центральной Европы составляет от 110 до 150 рублей.
· Доля налогов в стоимости пачки сигарет в Европе сегодня составляет от 50 до 70%.
Согласно аналитическим исследованиям, доля курильщиков в странах ЕЭС сократилась за последние пять лет с 32% до 29%.
По прогнозам, европейцы бросят курить в ближайшие 50 лет. Причем первыми с вредной привычкой покончат шведы уже в 2028 году. Швеция, где доля курильщиков в общей численности населения составляет всего15%, сегодня является европейским лидером по борьбе с курением.
Системная борьба с курением идет не первый год и, нужно отметить, дает свои результаты - мировой табачный рынок, пережив период стагнации, стал постепенно сокращаться.
Россия, будучи встроенной в глобальный мировой экономический процесс, не может оставаться в стороне.
В 2010 году объем производства табачных изделий в России сократился по сравнению с 2009 г. на 1% и составил 404,1 млрд. сигарет. Потребление сигарет, по разным оценкам, ежегодно сокращается в среднем на 3% и сегодня составляет 340-350 млрд. сигарет в год.
Российский табачный рынок по-прежнему является привлекательным для производителей и входит в тройку самых крупных после Китая и США, но разрабатывая стратегию развития отрасли нельзя не учитывать последние тенденции.
Основополагающим документом, который оказывает глобальное влияние на мировой табачный рынок, является Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, вступившая в силу в 2005 году.
На сегодняшний день Конвенция насчитывает 172 Стороны, куда входит и Россия, присоединившаяся в июне 2008 года.
Разработчики Конвенции утверждают, что ее появление стало реакцией на глобализацию процессов в мировой табачной промышленности, которую сегодня контролирует «большая тройка» в лице Philip Morris, British American Tobacco и Japan Tobacco International.
Конвенция это некий свод руководящих принципов по глобальной борьбе с табакокурением, которые распространяются на:
· защиту здравоохранения от корпоративных интересов табачной промышленности;
· защиту людей от воздействия табачного дыма;
· упаковку и маркировку табачных изделий;
· рекламу, стимулирование продаж и спонсорство табачных изделий.
Обобщение полученного в процессе борьбы с табаком опыта и обновление руководящих принципов Конвенции происходит один раз в два года на регулярных сессиях Конференции Сторон.
Сегодня нет необходимости анализировать эффективность Конвенции.
Мы должны принять ее как данность и руководствоваться ее положениями, планируя свою деятельность.
Тем более что Соглашение предполагает, что в течение пяти лет после присоединения страны-участницы должны будут ввести полный запрет на всю рекламу, в течение трех лет - на стимулирование продаж и спонсорство табачных изделий, а так же разработать новые правила продажи табака с учетом национальных особенностей.
Россия уже идет по пути приведения законодательства, регулирующего табачную отрасль, к мировым стандартам.
Одним из важнейших законодательных нововведений в этом направлении (я бы назвал это заслугой табачного лобби) стал новый Технический регламент на табачную продукцию, принятый в декабре 2009 года.
Система ГОСТов, на базе которых долгое время функционировала табачная промышленность, давно устарела, поэтому переход на Техрегламент, ужесточающий требования к упаковке табачной продукции и содержанию смолы и никотина в дыме сигарет, явился своевременной мерой в рамках государственного регулирования отрасли. Сегодня российский табачный рынок прозрачен и легален. Поэтому можно сказать, что сама индустрия была заинтересована в том, чтобы правила игры на рынке были просты и имели однозначную трактовку.
Одним из важнейших инструментов Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе с табакокурением является акцизная политика.
И в этом направлении российское государство движется в русле мировых тенденций:
· В 2010 г. произошел 40%-ный рост акцизов на табачную продукцию и более чем трехкратный рост цен на спецмарки нового образца (150 руб. за 1000 шт., без НДС).
· Согласно распоряжению Минфина, с января 2011 года произошло очередное повышение акцизов - для сигарет с фильтром на 37%, для сигарет без фильтра практически на 100%.
И это не предел. Одним из целевых ориентиров Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 2015 годы, утвержденной Российским правительством в сентябре прошлого года, является поэтапное увеличение налога на табачные изделия, установление равных ставок акцизов для сигарет с фильтром и без фильтра, включая увеличение адвалорной и специфической ставок акцизов, с доведением их к 2015 г. до среднеевропейского уровня. В пересчете на рубли, европейский акциз сегодня составляет 52 рубля с пачки и уже обсуждается его увеличение до уровня 78 рублей.
Однако, по моему мнению, будет наивным полагать, что резкое увеличение стоимости сигарет приведет к такому же резкому отказу от курения.
Только комплекс мер, предусмотренных Рамочной Конвенцией может реально способствовать снижению этого показателя. Отказ от табакокурения должен стать частью национальной культуры страны, для чего необходимо создать новую систему ценностей, которая заставит людей отказаться от курения, т.е. перестать хотеть курить.
Только когда люди будут меньше потреблять сигарет, промышленность будет их меньше производить, а не наоборот. Это закон рынка.
Я абсолютно убежден, что акцизная политика не является единственной мерой по уменьшению числа курильщиков.
Наблюдается некий парадокс. С одной стороны, государство заинтересовано в табачной промышленности, как одном из основных налогоплательщиков - только в 2010 г. табачные компании перечислили в бюджеты всех уровней 106 млрд. руб. в виде акцизов, с другой выступает активным борцом с курением.
В такой ситуации необходимостью искать и находить баланс между выполнением задач здравоохранения и регуляторными мерами. Акцизная политика должна осуществляться с учетом интересов всех сторон - государства, производителей, торговли и потребителей.
Сегодня российский табачный рынок прозрачен и легален - он работает на законных основаниях, выпускает качественную продукцию, на которую существует спрос. Доля контрафактной продукции на российском рынке сегодня не составляет и 1%.
Практика показала, что резкий рост акциза создает условия для возникновения и быстрого развития теневого сектора в табачной индустрии, включающего:
· подпольное производство;
· нелегальную оптовую дистрибуцию (в том числе перемещение через границы сопредельных государств);
· нелегальную розничную торговлю.
Это доказали своей недавней историей Австралия, Великобритания, Канада, Польша, Германия, Прибалтийские страны, где контрабанда сегодня занимает почти половину рынка, а в прошлом году тот же путь стремительно прошла Украина, где доля нелегальной продукции сегодня оценивается в 15-20%.
Непродуманная акцизная политика может привести не только к выпадению бюджетных доходов от ухода части бизнеса «в тень», но и нанести удар по экспортной составляющей российской экономики.
Сегодня Россия является одним из ведущих экспортеров табачной продукции в мире. Только за прошлый год экспортировано более 20 млрд. сигарет, такой объем можно сравнить с рынком небольшой европейской страны. Агрессивные действия, направленные против табачной отрасли, могут просто выдавить Россию с экспортного рынка. Очевидно, что пустой эта ниша не останется
Пока, на мой взгляд, события в области регулирования табачного рынка происходят в цивилизованных рамках. Правительство занимает довольно взвешенную и последовательную позицию. Это касается и нормативной базы, регулирующей отрасль. Один из важнейших документов - Федеральный закон «Об ограничении потребления табака», который должен стать основным документом национальной антитабачной концепции.
В настоящее время новая редакция закона внесена группой депутатов на рассмотрение Государственной Думы. Нужно отметить, что готовилось несколько вариантов закона. Он был 4 раза возвращен к доработке.
Антитабачные лоббисты называют новый вариант закона «мягким и беззубым». Причина в изменениях, внесенных относительно самого принципиального пункта закона, касающегося ограничения мест торговли табачными изделиями.
Напомню, ранее обсуждался вопрос о запрете торговли сигаретами в торговых точках, площадь которых меньше 50 кв. метров. Таким образом, с табачного рынка должны были уйти более 300 тысяч объектов неорганизованной розницы торговых павильонов и ларьков, а более 10 млрд. рублей выручки от торговли сигаретами перетечь в крупные торговые сети.
В новой версии закона «Об ограничении потребления табака» предлагается разрешить осуществлять торговлю табачными изделиями в стационарных и нестационарных торговых объектах, которые должны быть удалены от школ и детских учреждений не менее, чем на 100 метров. Предлагается ввести лицензирование деятельности по торговле табаком и ввести на законодательном уровне понятие «специализированной торговой точки». Обсуждается один из вариантов организации торговли убрать сигареты с витрин, но оставить ценники.
Другими важными нововведениями, оговоренными в новой редакции закона являются:
· Наделение продавцов табачными изделиями правом требовать у покупателя документ, удостоверяющий личность и содержащий сведения о возрасте (за продажу сигарет несовершеннолетним предусмотрен денежный штраф для продавца и владельца торговой точки. При выявлении повторного нарушения будет изыматься «табачная» лицензия).
· Выделение в закрытых помещениях организаций общепита залов в которых разрешено курение, либо организовывать специально отведенные места для курения табака, в которых запрещен прием пищи и, соответственно, обслуживание посетителей официантами.
Согласно документу переход на новые правила будет плавным. Так, обычные киоски должны будут убрать сигареты из своего ассортимента в течение двух лет после принятия закона. Такой же срок дается владельцам кафе, баров и ресторанов для создания специализированных мест для курения. Правда, уже через полгода после принятия закона вступят жесткие запреты на курение в школах, закрытых спортивных учреждениях, лифтах, общественном транспорте, например маршрутках".
В настоящее время закон находится на стадии обсуждения".