27.05.2014
«ВВП Валовый внутренний продукт», № 3 (87), 2014 г

Во имя справедливости

Владимир Путин подписал указ о мерах по реабилитации народов Крыма, ставших жертвами репрессий

Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией ставит перед политическим руководством нашей страны новые задачи в самых разных сферах жизни – от социально-экономической до военной. Не последнюю роль играет в условиях полиэтнического Крыма решение национальных вопросов, осложненное еще и тем, что представители разных народов, населяющих полуостров, пострадали в свое время от сталинских репрессий. В этой непростой ситуации государство рассчитывает на активную помощь со стороны российских национальных общественных организаций.

В конце апреля президент подписал указ №268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Главная задача, поставленная президентом  в документе – восстановление исторической справедливости, устранение последствий незаконной депортации народов с территории Крымской АССР. Указ предусматривает создание и развитие национально-культурных автономий, обеспечение возможности получения основного общего образования на национальных языках, решение других вопросов социально-экономического развития.

Тема реабилитации репрессированных народов никогда не теряла своей актуальности, но нынешний указ главы государства – важное событие, связанное прежде всего с воссоединением Севастополя и Крыма с Россией. Это принципиальный акт восстановления исторической справедливости. Отметим, что украинская сторона за 23 года практически не делала движений в этом направлении.

Драматическая история депортации целых народов, предпринятой руководством СССР в середине прошлого века, известна достаточно хорошо в части судеб народов Северного Кавказа. Когда речь заходит о событиях в Крыму, обычно вспоминают о судьбе крымских татар. Однако не только татары  стали жертвами репрессий –  в высшей степени справедливо, что указ президента затрагивает и другие народы, о трагедии которых известно куда меньше. В частности, депортация греков (с территории Крыма, Закавказья и Юга России) до сих пор остается одной из малоизвестных страниц отечественной истории.

На нынешней территории постсоветского пространства впервые греки появились еще во времена древней Эллады, а Боспорское царство эллинов, включавшее в себя и Крым со столицей Пантикапей, находившейся на территории современной Керчи, было создано в I тысячелетии до нашей эры. Иными словами, греки с полным основанием  являются коренным народом Крымского полуострова.

Неудивительно, что предлагаемая в последние месяцы киевскими властями политика создания жесткого, унитарного, «этнически однородного» государства вызвала у народов Крыма серьезное беспокойство. Это подчеркнул в беседе с изданием «ВВП» бизнесмен и общественный деятель, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Иван Саввиди, возглавляющий Федеральную национально-культурную автономию греков России.  

В прошлом Саввиди был депутатом Государственной думы двух созывов; сейчас политике он предпочитает общественную деятельность. Как благотворитель и защитник интересов греческого народа он хорошо известен за пределами не только своего региона, но и России: существенный вклад Ивана Саввиди в развитие отношений между Россией, Грецией, Кипром и особые заслуги в становлении всемирного Православия отмечен рядом государственных и церковных наград.

«С удовлетворением констатирую, что ФНКА греков России сыграла немалую роль в решении наболевшего вопроса о пересмотре трагического для греческого народа решения о депортации с малой родины, – рассказал нашему изданию Иван Саввиди. – В связи с последними событиями на Украине, обеспокоенностью греческого населения Крыма политикой киевских властей, вхождением Крыма в состав России мы с удвоенной силой взялись за устранение исторической несправедливости».

По словам Саввиди, только за апрель вопрос о признании крымских греков коренным народом Крыма с соответствующим правом на реабилитацию был вынесен на обсуждение в Государственную думу, Совет Федерации, Администрацию президента; 31 марта соответствующее письмо с пояснительной запиской было направлено лично главе государства. «Для нас очевидно, что подписание указа о реабилитации крымских народов – в том числе и общая заслуга всех российских греков», – подчеркнул президент Федеральной национально-культурной автономии греков России.

Страницы истории

«Практически вся письменная история Крыма теснейшим образом связана с Грецией. Первые греческие переселенцы прибыли на землю Крыма еще 27 веков назад, – говорится в упомянутом выше письме главы ФНКА греков России на имя Владимира Путина. – В первой половине XIII века здесь появились татары, в 1475 году – турки, а 8 апреля 1783 года Крым присоединен к Российской империи».

Отметим, что именно с греческими поселениями в Крыму связана ключевая веха российской истории. Именно в Корсуни (ныне Херсонес Таврический, находящийся в черте Севастополя), согласно «Повести временных лет», принял крещение князь Владимир Святославич. Там он сочетался православным браком с сестрой византийских императоров Василия II и Константина VIII Анной, оттуда направился в Киев крестить Русь.

История Византии и история средневековой Руси переплетены настолько крепко, что представить себе развитие нашей страны без греческого влияния просто невозможно. Многие города —  Евпатория, Одесса, Севастополь, Феодосия, Херсон и поныне носят греческие названия. Византийское наследие – храмы, древние городища, культура и быт – лежит в основе культурного кода народов, населяющих южные территории нашей страны. Важнейшую роль в отношениях двух держав играли династические связи: от Владимира Мономаха (внука по матери византийского императора Константина IX Мономаха) до Софии Палеолог – племянницы последнего императора Византии Константина XI, бабушки Ивана Грозного. Столетиями крепли и религиозные связи; вплоть до середины XV века сначала Киевские, а потом Киевские и всея Руси митрополиты рукополагались в Константинополе. И, конечно, нельзя не вспомнить уроженцев города Салоники, святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – проповедников христианства и создателей славянской азбуки – той самой кириллицы, которой мы и по сию пору пользуемся.

К середине XV века (после падения Константинополя) относится начало массового переселения греков на русские земли. Этому способствовала общность православной религии и культурных традиций. Переселение продолжалось почти 500 лет. Крупные поселения греков возникли в Крыму, Одессе, Таганроге и других городах Новороссии. В XIX веке, после вхождения в состав Российской империи закавказских территорий, проживавшие там греки также стали российскими подданными. В начале XX века  в греческая диаспора России насчитывала 1,5 млн. человек.

В российскую историю вошли имена многих греков — выдающийся церковный писатель преподобный Максим Грек, первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии братья Лихуды, художники Феофан Грек и Архип Куинджи, министр иностранных дел Российской империи Иоанн Каподистрия.

Российские греки чтят память своих предков. Так, несколько лет назад при поддержке Ивана Саввиди были проведены работы по поиску и перезахоронению останков Дмитрия Бенардаки — почетного гражданина Санкт-Петербурга, одного из крупнейших российских промышленников и благотворителей XIX века. 

Страницы белые и черные

В истории взаимоотношений Греции и России много светлого и хорошего. Но есть и черные страницы, забыть о которых было бы предательством собственной памяти.

И первые из них относятся именно к Крыму. «В 1778 году по распоряжению Екатерины II с целью подрыва экономики Крымского ханства проживающие в Крыму христиане-греки были выселены с полуострова в Приазовье», – напоминает в своем письме на имя Владимира Путина Иван Саввиди. Государственные интересы, о которых пеклась матушка-императрица, реализовывались железной рукой, но при этом, увы, страдали не только противники…

Впрочем, нравы в XVIII веке были достаточно жесткие, а впереди у греческого народа были куда более суровые репрессии по отношению к собственному немусульманскому населению со стороны Османской империи: геноцид понтийских греков, осуществленный сначала младотурками, а потом кемалистами, относится уже к «просвещенному» XX веку! Вне сомнений, это самая страшная трагедия греческого народа: жертвами геноцида стали, по разным оценкам, от 350 тыс. до 1.2 млн. человек.

Итогом геноцида стал массовый исход понтийцев со своих территорий. Значительная часть греков бежала на территорию России (Крым, Новороссия, Грузия). Фактически именно Россия (сначала царская, потом — советская) спасла беженцев от смерти. Увы, и советская власть оказалась  в дальнейшем для многих греков злой мачехой.

«История греков, как и других народов Крыма, знала трагические эпизоды репрессий. В 30-е годы на основании принятых в то время партийно-советскими органами нормативных актов были проведены массовые необоснованные аресты греков России и Украины по сфабрикованным обвинениям, – с болью говорит в своем письме Иван Саввиди. – В подавляющем большинстве арестованные в этот период (свыше 5 тысяч человек) были приговорены к расстрелу во внесудебном порядке. Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, наряду с крымскими татарами, болгарами была проведена депортация и греческого населения Крыма. Около 14 тысяч греков были выселены с полуострова, несмотря на то что среди них были партизаны, подпольщики, фронтовики».

Здесь нельзя не вспомнить о страшной трагедии греческой деревни Лаки, которую сегодня принято называть крымской Хатынью, хотя всемирно известные хотынские события произошли только год спустя. В марте 1942 года деревня вместе с жителями, заживо сожженными за помощь партизанам, была стерта с лица земли немецко-фашистскими захватчиками. Уцелела только церковь  — красивый храм святого Евангелиста Луки. Она и сегодня, практически полностью разрушенная, возвышается посреди полей —  там, где больше семидесяти лет назад на протяжении нескольких веков жили люди.  

Письмо Саввиди главе государства завершается призывом признать за крымскими греками – коренным народом Крыма – право на реабилитацию как представителей репрессированного народа. Судя по всему, этот призыв был услышан.

Для понимания всей сложности ситуации следует привести несколько цифр из пояснительной записки к письму.

В 1921 году в Крыму проживало около 24 тысяч греков. Постепенное возвращение населения после репрессий началось в 1956 году, однако даже по данным на 1989 год (то есть спустя 30 с лишним лет!) на полуострове проживало всего лишь чуть более 2, 5 тысяч греков. После распада СССР ситуация несколько улучшилась, и к 1994 году эта цифра составляла уже порядка 4 тысяч.

«По сведениям греческих организаций полуострова, а также Федерации греческих организаций Украины, за последние годы количество греков в Крыму значительно выросло и составляет около 12 тысяч человек», – отмечается в записке. Много это или мало? С одной стороны – несомненный и ощутимый рост. С другой – сейчас на Украине проживает 77,5 тысяч мариупольских греков, выходцев из Крыма. Если прибавить к этому потомков жертв репрессий среди почти 90-тысячной греческой общины России, цифра получается не столь уж большой. Будем надеяться, что подписание указа о реабилитации, в котором предусмотрен комплекс конкретных мер социально-экономического характера, поможет переломить ситуацию.

Своих в беде не бросаем!

Российская греческая община и ее руководство напряженно следили за судьбой своих крымских братьев.

Еще в марте, в своем обращении к грекам Крыма Иван Саввиди писал:  «К сожалению, греческая диаспора Украины оказалась расколота на два государства. И я прошу, я призываю вас проявить высшую, унаследованную от наших предков степень мудрости. Я призываю вас, будьте достойны истории нашего народа, памяти предков и помните, что во все времена за нами была и есть Русь Православная».

Незамедлительно был создан Штаб по сбору гуманитарной помощи, оказанию правовой и психологической поддержки крымским грекам. Шаг исключительно своевременный – с учетом непростой ситуации, сложившейся на полуострове в результате действий украинской стороны (ограничение поставок воды и электричества, прекращение работы отделений банков и т.д.).

В конце апреля руководители  ФНКА греков России посетили Крым с рабочим визитом. Было принято два принципиальных решения. Во-первых, стороны сошлись во мнении о необходимости создания Национально-культурной автономии греков Крыма и последующей интеграции в греческое движение России. Во-вторых, на 6 мая в Симферополе было назначено совместное расширенное заседание российских и крымских греческих общественных организаций.

6 мая единогласным решением участников заседания Национально-культурная автономия греков Крыма была включена в состав российской автономии. Кроме этого принято множество решений о взаимодействии российской и крымской греческих общин, старте ряда благотворительных программ. Так, уже начались работы по восстановлению легендарного храма в деревне Лаки, другие проекты.

«Воссоединение греков Крыма с российскими братьями – еще один шаг на пути к консолидации нашего общества, против разобщенности и недопустимого раскола, – заявил Иван Саввиди. – Греки, как один из коренных народов Крыма, пошли единственно верным путем – путем объединения, ибо сохранение целостности народа, сохранение Крыма, как единого, целостного субъекта Российской Федерации – наша главная задача сегодня. Я убежден, что именно «народная дипломатия» — один из самых действенных способов решения конфликтов».

С учетом ситуации, складывающейся на юго-востоке Украины, а также «крымского происхождения» греческой диаспоры этого региона, участники исторического заседания обратились к Президенту России с просьбой рассмотреть возможность возвращения греков юго-востока Украины в Крым.

Саввиди особо подчеркивает ту роль, которую сыграет в новой жизни крымских греков, а также других народов, ставших жертвами репрессий, указ главы государства о реабилитации.

«Только большие, позволю себе сказать, великие люди, коим является Владимир Путин, способны на исправление ошибок прошлого, – подчеркнул лидер российских греков. – Это большой поступок большого человека. Я верю, что в дальнейшем этот указ будет расширен и будут реабилитированы репрессированные народы всей России».

Мы хотели бы особо выделить последнюю фразу президента ФНКА греков России. Да, для видного представителя национальной общины естественно думать в первую очередь именно о ее интересах. Но не менее очевидно, что этим нельзя ограничиваться, нужно думать и о других братских народах. Ведь все мы – одна семья, проживающая в одной стране, имя которой – Россия.

Сергей Ильин