19.11.2005
Ассоциация Греческих Общественных Объединений России

19-20 ноября в г. Аргируполис, Греция, прошел I Всемирный конкурс изготовителей понтийской лиры

Организатором конкурса выступил Союз понтийцев г. Аргируполиса под эгидой Парламента Греции и Культурного центра Микиса Теодоракиса.

В конкурсе приняли участие 45 мастеров по изготовлению понтийской лиры из Греции, России, Турции, Германии.

На суд зрителей и профессионального жюри (в его состав вошли пять известных греческих музыкантов) было выставлено 55 инструментов.

Учредителем первого приза конкурса выступил Президент Ассоциации греческих общественных объединений России И.И. Саввиди. Учредителем второго приза стал греческий банк «Аспис банк». Третий приз учредил предприниматель из г. Аргируполиса господин Тогридис. По условиям конкурса каждый из учредителей получил в дар по скрипке в соответствии с призовым местом.

Учредителю I приза господину Саввиди была преподнесена в дар понтийская лира, работы греческого мастера Георгия Сонидиса, занявшая первое место и признанная уважаемым жюри конкурса лучшей в мире. Кроме этого Президент АГООР приобрел еще инструмент работы турецкого мастера.

Второе место на I Всемирном конкурсе понтийской лиры заняла «скрипка» греческого мастера Андреаса Цанасидиса, третье место было присуждено инструменту Яниса Сехидиса из Греции.

Почетными гостями I Всероссийского конкурса понтийской лиры стали зам. министра культуры Греции, а также Президент Ассоциации греческих общественных объединений России Иван Саввиди, который отметил: «Понтийская лира (Византийская) — это прародитель скрипки. По своему характеру и внутреннему состоянию я ценю все историческое, что связано с моим народом, это часть того наследия, которое активно формирует ментальность нынешнего поколения, сохраняет устои любого народа, сохраняет традиции, а значит, укрепляет иммунитет нации. Я очень люблю этот инструмент, его звуки переносят меня в то далекое прошлое, в то время, в котором формировался характер моего свободолюбивого народа. Забыть традиции, значит лишиться дополнительной точки опоры. Греческая диаспора России объявила первый приз за лиру, занявшую первое место, соответственно лира прибыла в Россию. Вторую лиру я приобрел, так как она была представлена специалистом из Трабзона, центра Понтоса, любви и боли каждого потомка героических греческого и армянского народов, переживших кошмар младотюрского геноцида. Возрождение любых традиций возможно, если они востребованы потомками, мои действия, это всего лишь подтверждение востребованности и отсутствия безразличия. Люблю и горжусь всем, что связано с моим народом. Лира издает звуки Византии, а значит, она еще жива в наших сердцах».

Справка:

Лира является основным инструментом понтийской музыки. Лира изобретена греками Понта, переселившимися в Грецию во время геноцида 1922-1923г.

Понтийская лира -мелодичный инструмент, разносторонний и своеобразный. Лира настраивается на «четверть» и сопровождает песни и танцы.

Понтийская лира по манере звучания имеет элементы византийского происхождения, ее появление открыло новый этап в развитии понтийской музыки.

Понтийская лира имеет характерную форму с «длинной шеей» и узким резонатором. Производят ее из ценных пород шелковицы, сливы, плюща, наружное покрытие -из древесины сосны. До 1920 года струны производили из шелка, получалось мелодичное, но было слабое звучание. Тогда настраивались высокий тон «зилия» и низкий — «капанья». Теперь у лиры три струны из металла- ля, ми, си, образующих шесть комбинаций — кифел, отиа (клидья), гайдур (каваларис), паликар или кордократис,спалер(глосса).Названия трех струн-зил,месеа,хампа. Понтийская лира по- другому называется кемендзес.

Слово «кемендзес» происходит от персидского слова «камантсиа». Камантсиа представляла собой род лиры, известной до 10 века н.э. в Персии.

На понтийской лире играют стоя или сидя. Часто музыкант становится в круг танцующих и вместе с ними играет и танцует. Аналогом понтийской лиры в XVI-XVIII веке явились музыкальные инструменты, распространенные в Англии и Франции.