18.07.2005
Профиль

Подарок трудящимся

Очередная баталия вокруг налогообложения в табачной отрасли завершилась в пользу производителей дешевых сигарет.

«Мгновенная смерть» табачных фабрик, выпускающих дешевое курево, отложена минимум на год. Совет Федерации одобрил поправки в Налоговый кодекс, устанавливающие порядок взимания акциза на табачные изделия. Ранее эти поправки, предложенные зампредом бюджетного комитета Госдумы И.Саввиди (контролирует фабрику «Донской табак»), утвердила Госдума. Его оппонентам не помогла даже поддержка М.Фрадкова: правительственный вариант, который выгоден табачникам, играющим в высоких ценовых сегментах, — Philip Morris и JTI, — угодил в мусорное ведро.

Раскол в среде табачников случается каждое лето, когда Дума берется обсуждать акцизный вопрос. В первом лагере оказываются производители дешевых сигарет, интересы которых традиционно представляют «БАТ Россия» и «Донской табак», а противостоят им производители дорогих марок. Система акциза, выгодная каждой из противоборствующих сторон, как и их аргументы, неизменна уже на протяжении нескольких лет. Так, лидер рынка Philip Morris традиционно выступает за так называемую специфическую систему взимания акциза (фиксированная ставка в рублях за 1000 сигарет), в то время как «БАТ Россия» озадачена тем, чтобы сохранить действующую смешанную систему (акциз складывается из фиксированной суммы плюс определенный процент от отпускной цены пачки). В этом году методы борьбы стали чуть более изощренными: правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в Налоговый кодекс РФ, предусматривающий сохранение в 2006 г. смешанной системы взимания акциза. Однако, как вскоре дал понять И.Саввиди, вариант М.Фрадкова на самом деле завуалированно возвращает отрасль к иной — специфической системе взимания акцизов.

Действительно, если разобраться, И.Саввиди, заявляя это, душой не покривил. Ведь согласно предложению правительства адвалорная (то есть процентная) компонента, как предлагал кабинет министров, должна была составить не менее 25% от специфической компоненты в 75 руб. за 1000 сигарет с фильтром. А значит, производители любых сигарет с фильтром должны пополнять казну минимум на 93,75 руб. за 1000 сигарет (почти 1,88 руб. за пачку). Понятно, что табачникам, чьи марки продаются по 30-40 руб., такая налоговая нагрузка вполне по плечу, чего нельзя сказать, например, о производителях «Космоса» (на мелкооптовых рынках пачка стоит 3 руб.) или «Пегаса» (4-5 руб.). Если бы предложение правительства прошло, то акциз составлял бы почти четверть стоимости пачки ценой 6-8 руб., в то время как для курительных изделий дороже 20 руб. доля акциза в розничной цене составила бы менее 8%.

В результате — и неожиданно для многих — Дума утвердила альтернативную схему, предложенную И.Саввиди и горячо поддерживаемую «БАТ Россия». Теперь акциз составит 78 руб. за 1000 сигарет с фильтром (сейчас 65 руб.) плюс, как и в этом году, 8% от отпускной цены. При этом в сумме акциз должен составлять не менее 25% отпускной цены фабрики (в этом году — не менее 20% этой цены).

Р.Мэй, директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России и Белоруссии, от решения Думы был, мягко говоря, не в восторге: «К сожалению, Госдума полностью отклонила предложенный правительством вариант, невзирая на то, что правительство потратило несколько месяцев на выработку и обсуждение оптимального решения по вопросу табачного акциза в нынешних условиях», — заявил он. Директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» В.Аксенов, наоборот, приветствовал принятые поправки в НК, так как они учитывают «и рост объема поступлений в бюджет, и дальнейшее гармоничное развитие отрасли, и, главное, интересы потребителей как дорогих, так и дешевых сигарет». «Новая акцизная ставка сохраняет расстановку сил на рынке, благодаря равномерному увеличению налоговой нагрузки на все сегменты», — резюмирует Аксенов. По мнению замгендиректора ассоциации «Табакпром» В.Стефашина, принятый порядок взимания акцизов на 2006 год «равномерно поднимает акцизную нагрузку на всю табачную отрасль — в среднем на 15-20%». И поскольку, по словам производителей дешевого курева, «власть выбрала меньшее из зол», любители недорогих сигарет пока еще могут смолить в свое удовольствие. И, что немаловажно для трудящихся, — практически за те же деньги.