18.11.2014

Иван Саввиди выступил с инициативой создания «Фонда гражданского единства народов России»

Предложение о создании Фонда прозвучало в ходе доклада на заседании Координационного Совета по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры РФ, прошедшем в рамках форума-выставки «Многонациональная Россия» 17 ноября в Москве.

В связи с упразднением Минрегиона России вопросы государственной национальной политики переданы в ведение Министерства культуры, которое стало заказчиком-координатором федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы).
Выступая перед собравшимися, Иван Саввиди, президент Федеральной национально-культурной автономии греков России отметил: «Межэтническое многообразие национальных культур и поли-конфессиональная духовная среда должны стать не дестабилизирующим фактором и источником экстремизма, а преимуществом России перед другими государствами, платформой для выстраивания диалога между народами как внутри страны, так и за ее пределами. И мы, представители Федеральных национально-культурных автономий можем активно подключиться к решению многих важнейших общегосударственных задач».

По его словам, одним из важнейших инструментов реализации принятой национальной политики мог бы стать «Фонд гражданского (национального) единства народов России» призванный оказывать поддержку в реализации значимых этнокультурных проектов. Фонд может формироваться как из частных, так и из государственных средств и должен быть подконтролен Минкульту.

Полный текст доклада

«В главном - единство,
во второстепенном - свобода,
во всем - любовь»


«Роль и пути усиления позиций Федерально-культурных автономий в деле сохранения российской государственности»

Уважаемый Владимир Ростиславович!
Уважаемые члены координационного совета, коллеги.
Сегодня Россия столкнулась с целым рядом внешних и внутренних вызовов – санкции, изоляционная политика, обвинения в агрессии, да и непростая экономическая ситуация. Судьба в очередной раз испытывает российский народ на прочность – насколько глубоким является наше национальное самосознание, насколько высок уровень патриотизма в нашем обществе, насколько крепка наша система морально-нравственных ценностей. Ответив на эти вопросы, мы сможем понять – достаточно ли мы сильны для того, чтобы сохранить целостность российского государства.
Уверен, что ключевым фактором успеха как во внешней, так и во внутренней политике России - страны, на территории которой проживает более 190 народов и народностей различных по происхождению, вероисповеданию, языку и культуре является укрепление национального единства.
Сегодня избитая фраза «Вместе мы сила!» приобретает новый глубокий смысл. Только сильное, сплоченное государство с народом, объединенным общей идеей, способно противостоять любой агрессивной среде.
При этом межэтническое многообразие национальных культур и поли-конфессиональная духовная среда должны стать не дестабилизирующим фактором и источником экстремизма, а преимуществом России перед другими государствами, платформой для выстраивания диалога между народами как внутри страны, так и за ее пределами.
И мы, представители Федеральных национально-культурных автономий можем активно подключиться к решению многих важнейших общегосударственных задач.
Я бы выделил три основных направления усиления роли ФНКА в деле сохранения российской государственности.
***
Сегодня, когда в угоду геополитическим интересам западных стран расшатываются многовековые взаимосвязи духовно и культурно близких народов (пример тому – конфликты в Грузии, Абхазии, Осетии, на Украине, охлаждение в отношениях с братскими нам европейскими государствами), ФНКА, используя инструменты народной дипломатии, могут и должны стать центрами по лоббированию общероссийских интересов. Прежде всего, я говорю об автономиях представляющих интересы народов, титульная нация которых проживает в других государствах.

Начиная с петровских времен Россия традиционно «импортировала» и ассимилировала элементы западной системы ценностей, при этом экономически опираясь на Восток. Сегодня мы отчетливо понимаем необходимость организации обратного процесса. И ФНКА можно смело рассматривать как один из инструментов, обеспечивающих «экспорт» в мировое пространство культурно-исторических ценностей, соответствующих российским стратегическим интересам.
В качестве примера такой деятельности я могу привести один из последних культурно-образовательных проектов ФНКА греков России. С одной стороны, мы подписали соглашение с Афинским университетом им. Каподистрии о поддержке, а фактически сохранении на средства нашего фонда, кафедры славянских языков, оказавшейся по финансовым причинам на грани закрытия, тем самым пропагандируя и поддерживая изучение русского языка в Греции, с другой - мы содействуем изучению греческого языка на территории России. Так, в связи с последними событиями на Украине, нами ведутся переговоры о переносе кафедры греческой филологии из Мариупольского Университета в один из ведущих ВУЗов Юга России.
***
Второе направление, где необходимость усиления роли национальных объединений более чем очевидна – это духовное и патриотическое воспитание молодежи.
К сожалению, именно молодое поколение больше других слоев населения подвержено вредоносным и разрушительным идеям. Поэтому укрепление в молодежной среде диаспор системы морально-нравственных ценностей, составляющих основу всех мировых религий, и пропаганда преимуществ мирного сосуществования разных народов в рамках одного сильного государства должно стать приоритетной задачей ФНКА и, в обязательном порядке, координироваться государством.

При этом я призываю не просто «воспитывать» молодежь, но и прислушиваться к ее инициативам. Считаю, что можно изучить опыт работы ФНКА в этом направлении. В качестве иллюстрации приведу пример из нашей практики - ежегодный интернациональный молодежный форум «Я, ты, он, она, - вместе дружная страна», в рамках которого представители более 50-ти национально-культурных объединений Юга России в формате игровой сессии ищут общие решения поставленных задач, с целью формирования единой российской общегражданской позиции.

Не могу в очередной раз не упомянуть и об инициативе крымской греческой молодежи по восстановлению знакового для исторической памяти Крыма места – храма св. Евангелиста Луки и деревни Лаки, сожженной вместе с жителями в 1942 году фашистами за помощь партизанам. На мой взгляд, только «живой», неформальный подход к работе с молодежной аудиторией может вызвать ее интерес к истории собственного народа, зародить в душах молодого поколения чувства патриотизма и гордости за свою страну.
***
Третьим важнейшим направлением в деятельности ФНКА я вижу усиление значимости национально-культурных автономий в общественной жизни, чему должна способствовать как соответствующая государственная поддержка, так и ответственный подход к общественной работе со стороны самих автономий.
Полагаю, что современная эффективная национально-культурная автономия - это сильная общественная организация, объединяющая все здоровые силы диаспоры, во главе которой находятся наиболее значимые и известные в сфере управления, бизнеса, культуры и искусства представители этноса. Возможно, придание руководителям этих организаций особого статуса (например, «доверенное лицо Президента») позволит им более качественно и ответственно взаимодействовать со всеми уровнями государственной власти и общественными институтами.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в настоящее время мероприятия, реализуемые Федеральными национально-культурными автономиями, проводятся согласно ими разработанных планов и на собственные средства общественных объединений.

Уверен, что повысить эффективность деятельности автономий смогла бы частичная централизация и в постановке задач, и в достижении поставленных целей. Проекты и идеи, получившие в процессе анализа инициатив ФНКА, наивысшую оценку, могут реализовываться на общефедеральном уровне при наличии объединяющего центра для организационной и финансовой поддержки.

Поэтому я еще раз хочу выйти с инициативой создания Фонда гражданского (национального) единства народов России. Он может быть учрежден в форме частно-государственного партнерства. Лидеры многих национальных объединений являются успешными бизнесменами, поэтому бюджет фонда может формироваться как из частных, так и из государственных средств. Фонд мог бы оказывать поддержку в реализации значимых этнокультурных проектов, таких как, например, уже существующий «Еврейский музей и центр толерантности» или «Сеть парков мира и согласия», проект которой находится в стадии разработки. При этом Минкульт, как уполномоченное федеральное ведомство, может курировать деятельность фонда – организовывать тендеры, проводить конкурсы, определять держателей грантов.
***
Только изучая свою культуру, разбираясь в механизмах формирования национального менталитета, мы сможем выстроить эффективную систему межнациональных отношений. Наша общая задача – сохранить целостность российского государства, обеспечить единство народов России, общими усилиями сложить мультикультурную мозаику, где найдется место для всех этносов, населяющих нашу страну, чтобы представитель каждой национальности мог ощущать Россию своим домом и гордился своей страной.