21.10.2008

«Не народная война» Интервью И. Саввиди «Российской газете»

Просто сидеть и наблюдать, как расчленяется  духовность  православных народов было бы чудовищным преступлением с нашей стороны, — считает Иван Саввиди

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»

РОССИЯ готовится к январской сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

По мнению депутата Госдумы, члена комитета ГД по международным делам Ивана Саввиди, если там удастся добиться, чтобы на следующей сессии ПАСЕ в апреле участники заседания выслушали представителей Абхазии и Южной Осетии, – «программа максимум» российской делегации будет выполнена.

Российская газета | Иван Игнатьевич, вы участвовали в осенней сессии ПАСЕ, которая также была посвящена последствиям конфликта в Южной Осетии. В своем выступлении вы призвали коллег из Грузии, а в их лице и весь грузинский народ потребовать от правительства страны признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Вы считаете возможным такое развитие событий?

Иван Саввиди | Однозначно сказать сложно, но я верю, что это единственный шанс избежать генетических изменений в памяти целых народов. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Я – потомок греков Трапезундской губернии, которым пришлось спасаться бегством, чтобы избежать полного уничтожения. Свое спасение они нашли именно у братских народов России и Грузии. С тех пор прошло больше 100 лет, но боль, ставшая частью моей  генетической памяти до сих пор не дает мне покоя. Трагедия Абхазии и Южной Осетии – это не трагедия сегодняшнего дня. Она будет длиться столетиями, пуская ростки в сердцах и умах детей, внуков и правнуков, если мы не примем меры и не убедим всех, что политика правящей власти в Грузии и политика живущего там народа – не одно и тоже. Просто сидеть и наблюдать, как расчленяется  духовность православных народов  было бы чудовищным преступлением с нашей стороны.

РГ | Вы не раз отмечали, что несмотря на типичность конфликта, он имеет свою специфику. Что вы имели в виду?

Саввиди | Если обращаться к мировой практике, то конфликт, в который, по вине Грузии, оказались втянутыми Южная Осетия, Абхазия и Россия – действительно не исключение из правил. Но обратите внимание, что он не носит межконфессиональный характер, как, к примеру, Кипр, где столкнулись ислам и христианство. В нашем случае – это одна каноническая территрория. Четыре участника конфликта и все они — православные народы. У нас нет различия на уровне ментальности, духовности, нам нечего делить и не из-за чего спорить. Этот конфликт надуман. Я вижу выход в том, чтобы призвать мировое сообщество более активно работать не в части выяснения правых и виноватых – это уже имеет значение только для историков, а в том, чтобы помочь грузинскому народу продемонстрировать свою толерантность и стремление жить с соседями в мире и согласии. Он должен потребовать у своего правительства признать независимость республик. Только таким способом можно будет сохранить духовную целостность между народами.

РГ | Но существует еще и такое понятие, как территориальная целостностность. Именно его использовала грузинская сторона, дабы оправдать свои действия. Как быть в этой ситуации?

Саввиди | В своем выступлении на заседании осенней сессии ПАСЕ я упоминал об этом. Я понимаю грузинскую сторону, но разве во имя территориальной целостности можно убивать и разрушать? В Уставе Совета Европы говорится, что территориальная целостность – святая святых. Однако мне кажется, сегодня настало время пересмотреть ранее принятые европейские правила.

РГ | Многие участники минувшей сессии ПАСЕ признают, что она была одной из самых непростых для России. Какова ваша оценка?

Саввиди | Она была исключительна тем, что со времен Чеченской войны впервые был поставлен вопрос о полномочиях российской делегации. И если провести параллель между первым днем и последним, можно сказать, что отношение к нам разительно отличалось. Сначала на нас веяло «холодом», было ощущение, будто мы зашли в зал, и обязательно должны обороняться. Потом атмосфера заметно потеплела. Это сессия была очень важна с той точки зрения, что Европа убедилась: мы представляем великую страну, которая богата и сильна. Но при этом у нее нет имперских амбиций, как многим хочется думать. Мы не претендуем ни на одну из республик ни в каком варианте. В Страсбурге очень многое прояснилось и некоторые делегации посмотрели на ситуацию в Грузии и Южной Осетии совсем другими глазами. А мы, в свою очередь, увидели, что Россия не одинока в свое стремлении восстановить справедливость. Вообще, я давно пришел к убеждению, что ПАСЕ – очень хорошая площадка для дискуссий. Резолюции, которые там принимаются не обязательны для исполнения, но сила ее в том, что каждый из участвующих в заседании парламентариев посредством этих резолюций доносит до первых лиц разных стран важные идеи и мысли.

РГ |  Получается, что такие «дискуссионые площадки» приносят гораздо больший эффект, чем попытки силового разрешения ситуации?

Саввиди | Бесспорно. Несколько дней назад в Женеве проходила международная конференция по безопасности, где также обсуждали грузино-югоосетинский конфликт. В ней принимали участие представители Абхазии и Южной Осетии. Впервые после случившегося! Это значит мирные переговоры результативны. Европейское сообщество признало, что мнение этих республик должно быть, как минимум, озвучено. Неважно, что работу пришлось прервать в связи с демаршем грузинской делегации. Все равно это была победа. Думаю, после этой конференции сторонников у независимых Абхазии и Южной Осетии стало гораздо больше.

РГ | Возвращаясь к вашим словам о духовном расколе. Вы недавно озвучили намерение помочь восстановлению храмов в Южной Осетии. Когда собираетесь начать?

Саввиди | Я верующий и богобоязненный  человек, а это значит,как только получу благословение  соотвествующей  патриархии займусь восстановлением. Проблема заключается в том, что де — факто Алания не является канонической территорией Грузии,а де- юро не является  территорией русской православной церкви. Получилась  по сути фактическая автокефальность. Но пока определяется статус, теряется время. Все-же я попросил о встрече нашего Патриарха Алексия II. Надеюсь, в ближайшее время получу его благословение. Начиная строительство либо восстановление храмов, все надо делать  правильно, ведь Храм — это место, где лечится и очищается душа человека.